В объединение ACEA входят следующие компании: BMW, VolksWagen, Daimler-Crysler, MAN, Porshe, Volvo, Renault, SAAB-Scania, Rolls-Royce, Fiat, RVI, Ford-Europe, Rover, Iveco, DAF, GM-Europe.
Классификация "ACEA European Oil Sequences for Service Fill Oils 1998" состоит из трех классов последовательности испытаний - A, B, E. Каждый класс в свою очередь подразделяется на категории, обозначенные арабскими цифрами. Далее указывается год введения в действие, а также может быть указание на второе, более позднее, издание данной нормы.
А - бензиновые двигатели (А1, А2, A3 и A5);
В - дизельные двигатели малой мощности, устанавливаемые на легковые и грузовые автомобили малой мощности (В1, В2, ВЗ, В4 и B5);
Е - дизельные двигатели для тяжелого транспорта (Е1, Е2, ЕЗ, Е4, Е5 и Е7).
Цифра после буквы обозначает уровень требований. Чем больше номер, тем выше требования. Исключениями являются уровни А1 и В1, которые относятся к маслам с малой вязкостью, т. н. "топливосберегающим". Класс В4 в основном совпадает с классом В2, но дополнен испытаниями на двигателях с непосредственным впрыском топлива.
Документация
Европейская
комиссия управления качества для моторных масел EELQMS
(European Engine Lubricant Quality Management System) служит для
гарантированного обеспечения качества продукции моторных масел в Европе
на основе надежных методов испытаний при контролируемых условиях.
Каждый производитель (поставщик
масел), который хочет рекламировать и сбывать свои продукты в
соответствии со стандартами качества ACEA,
обязан проводить испытания в соответствии с требованиями EELQMS.
Все испытательные лаборатории
должны быть сертифицированы в соответствии со стандартом ISO 9001,
испытательные стенды должны быть сертифицированы с требованиями EN
45001. Процесс испытаний регистрируется в European
Registration Centre (ERC), но именных сертификатов при
этом не выдается.
Классификация
ACЕA 1995
ОПИСАНИЕ КЛАССОВ И КАТЕГОРИЙ | |
Обозначение класса | Описание |
A1 | Масла с особо низкой вязкостью. При высоких температурах и большим градиентом сдвига экономят расход топлива и не теряют стабильные смазывающие свойства. Применяются только в тех случаях, если это специально рекомендовано производителем двигателя. |
A2 | Масла с нормальными эксплуатационными свойствами. Пригодны для использования во многих бензиновых двигателях при обычной периодичности смены масла. |
A3 | Масла с высокими эксплуатационными характеристиками. Пригодны при более длительных интервалах смены масла и для применения в качестве всесезонных масел с низкой вязкостью. Имеют стабильную вязкость (stay-in-grade). |
B1 | Масла с особо низкой вязкостью. При высоких температурах и большим градиентом сдвига экономят расход топлива и не теряют стабильные смазывающие свойства. Применяются только в тех случаях, если это специально рекомендовано производителем двигателя. |
B2 | Используются главным образом в дизельных двигателях с промежуточным (не прямым) впрыском при обычной периодичности смены масла. |
B3 | Используются главным образом в дизельных двигателях с промежуточным (не прямым) впрыском пригодны, также при более длительных интервалах смены масла и для применения в качестве всесезонных масел с низкой вязкостью. Имеют стабильную вязкость (stay-in-grade). |
B4 | Преимущественно используются в дизельных двигателях с непосредственным впрыском топлива, если для них рекомендованы масла данного качества. |
E1 | Используются в безнаддувных дизельных двигателях (атмосферных) и в турбодвигателях с небольшим наддувом при легких и средних условиях эксплуатации и обычном интервале смены масла. |
E2 | Используются в безнаддувных дизельных двигателях и в турбодвигателях при условиях эксплуатации от средних до тяжелых и в основном при обычных интервалах смены масла. |
E3 | Масла специально предназначенные для обеспечения особой чистоты поршня и образования зеркальной поверхности (bore polishing), уменьшают износ и образование нагара. Стойкие к старению. Рекомендуются для дизельных двигателей Euro-1 и Euro-2 при тяжелых условиях эксплуатации. Могут использоваться при более длительных интервалах смены масла в соответствии с предписаниями производителя. |
E4 | Масла, эксплуатационные свойства которых превосходят свойства масел класса Е3. Рекомендуются для быстроходных дизельных двигателей Euro-1 и Euro-2 при очень тяжелых условиях эксплуатации. Могут использоваться при более длительных интервалах смены масла в соответствии с предписаниями производителя. Имеют стабильную вязкость (stay-in-grade). |
С 1996 года спецификация несколько
ужесточена и часто обозначается ACEA-96.
Классификация
ACЕA 1996
ОПИСАНИЕ КЛАССОВ И КАТЕГОРИЙ | |
Обозначение класса | Описание |
A1-96 | • Масла с
максимальным эффектом экономии топлива для бензиновых двигателей (без
турбонаддува) легковых автомобилей и микроавтобусов. • Масла предназначены для двигателей, допускающих применение масел с низкой высокотемпературной вязкостью (при 150°С) в условиях высоких скоростей сдвига (2,9-3,5 мПа·с), благодаря чему достигается достаточно высокая степень экономии топлива. • Для таких двигателей масло обладает достаточно высокими противоизносными свойствами. • Недопустимо применение масел этой категории для двигателей требующих HTHSRV >3,5 мПа·с. Этот класс не имеет аналогов в ранее принятой классификации CCMC. |
A2-96 | • Масла для
бензиновых двигателей легковых автомобилей и микроавтобусов,
соответствующие группе API не ниже SG, а также существовавшей до 1996
года и отмененной в настоящее время классификации CCMC G-4. • Это многофункциональные моторные масла SAE 10W-40, 15W-40, 20W-40, 20W-50 с ограниченными потерями на испарение. • Универсальные масла, допускаемые к применению в большинстве бензиновых двигателей при нормальных интервалах замены масла; уровень эксплуатационных свойств не обеспечивает достаточной степени защиты высокофорсированных двигателей. |
A2-96, выпуск 2 | • Требования к качеству остались без изменений (в сравнении с АСЕА А2-96). |
A3-96 | • Стандартный класс
масел для бензиновых двигателей легковых автомобилей и микроавтобусов с
турбонаддувом и без, соответствующие группе API не ниже SH и
классификации CCMC G-5. • Эти масла, по сравнению с двумя первыми классами, обладают улучшенными моюще-диспергирующими, противоизносными, антиокислительными и энергосберегающими свойствами. • К ним относятся нетрадиционные легкоходовые полусинтетические моторные масла SAE 10W30, 10W-40 с ограниченными потерями на сдвиг и испарение. • Универсальные масла с высочайшими эксплуатационными свойствами для высокоэффективных мощных бензиновых двигателей. • При указаниях автопроизводителей допускаются удлиненные интервалы замены, круглогодичное использование и применение в тяжелых режимах эксплуатации. |
B1-96 | • Топливосберегающие
масла для дизельных двигателей легковых автомобилей и микроавтобусов.
Это очень высокий класс не имеет аналогов в ранее существовавшей
классификации CCMC. • Масла предназначены для двигателей, допускающих применение масел с низкой высокотемпературной вязкостью в условиях высоких скоростей сдвига (2,9-3,5 мПа·с), благодаря чему достигается достаточно высокая степень экономии топлива. • Для таких двигателей масло обладает достаточно высокими противоизносными свойствами. • Недопустимо применение масел этой категории для двигателей требующих HTHSRV >3,5 мПа·с. |
B2-96 | • Стандартный класс
многодиапазонных моторных масел для дизельных двигателей легковых
автомобилей и микроавтобусов, включая двигатели с турбонаддувом. • Уровень качества превышает требования класса API CE и устаревшего CCMC PD-2. • Универсальные масла, допускаемые к применению в большинстве дизельных двигателей (прежде всего без непосредственного впрыска топлива) легковых автомобилей и фургонов, при нормальных интервалах замены масла • Уровень эксплуатационных свойств не обеспечивает достаточной степени защиты высокофорсированных двигателей. |
B3-96 | • Обозначает масла
для дизельных двигателей легковых автомобилей и микроавтобусов. • Эти масла, по сравнению с двумя первыми классами, обладают улучшенными моюще-диспергирующими, противоизносными, антиокислительными и топливосберегающими свойствами. • Не имеет аналога на сберегающие масла для дизельных двигателей легковых автомобилей и микроавтобусов. • Это очень высокий класс не имеет аналогов в ранее существовавшей классификации CCMC. • Масла с высокой стабильностью свойств, предназначенные для применения в высокопроизводительных дизельных двигателях (прежде всего без непосредственного впрыска топлива) легковых автомобилей и легких фургонов. • При указаниях автопроизводителей допускаются удлиненные интервалы замены, круглогодичное использование и применение в тяжелых режимах эксплуатации. |
E1-96 | • Обозначает
энергосберегающие масла для дизельных двигателей тяжелых грузовых
автомобилей и автопоездов, соответствующие группе API не ниже CD. Масла
этого класса не имеют аналогов в CCMC. • Масло, заменяющее ССМС D4, но более высокого качества. • Стандартное масло для мощных дизельных двигателей без турбонаддува. • Соответствуют требованиям спецификации Mercedes-Benz 227.1 • С сентября 1999 года этот класс исключен из классификации. |
E2-96 | • Обозначает
стандартный класс одно- и многодиапазонных моторных масел для обычных и
турбонаддувных дизельных двигателей тяжелых грузовых автомобилей и
автопоездов. • Уровень качества превышает требования API CD и устаревшего класса CCMC PD-4. |
E2-96, выпуск 3 | • Новый
промежуточный уровень качества, превышающий АСЕА Е1-96 • Масло категории качества SHPD • Улучшенные противоизносные свойства, уменьшено полирование цилиндров, образование нагара и отложений (по сравнению с АСЕА Е1-96) • Соответствует требованиям спецификации Mercedes-Benz 228.1 • Соответствуют требованиям спецификации MAN 271. |
E2-96, выпуск 5 | • Масла со стандартным уровнем эксплуатационных свойств для дизелей без наддува и с турбонаддувом, применимые с нормальным интервалом между сменами масла. |
E3-96 | • Обозначает масла
экстра-класса с повышенными топливосберегающими свойствами. • Уровень эксплуатационных свойств - не ниже SHPD (Super High Perfomance Diesel) для дизельных турбонаддувных двигателей тяжелых грузовых автомобилей и автопоездов. • Полностью заменяют масла группы API CF-4 и устаревшего класса CCMC PD-5. • Обеспечивают удлиненные интервалы замены масла. |
E3-96, выпуск 3 | • Масло, заменяющее
ССМС D5, но более высокого качества. • Улучшенные свойства по сравнению с SHPD маслом АСЕА Е2-96. • Соответствует требованиям спецификации Mercedes-Benz 228.3. • Соответствуют требованиям спецификации MAN М3275. |
ОПИСАНИЕ КЛАССОВ И КАТЕГОРИЙ | |
Обозначение класса | Описание |
A1-98 | • По сравнению с
А1-96, значительно ужесточены требования к эксплуатационным параметрам. • Новый уровень эксплуатационных свойств позволяет использовать масла данной категории в двигателях допускающих применение масел с HTHSRV менее 3,5 мПа·с, с удлиненными интервалами замены (например, VW 503.00). • В двигателях данных конструкций достигается высокая степень энергосбережения, при высоком уровне защиты от изнашивания. • Включено обязательное испытание на экономию топлива СЕС L-54-Т-96 (М111). |
A3-98 | • В дополнение к А3-96, усложнены условия прохождения высокотемпературных тестов Peugeot TU3 (CEC-L-55-T-95) и GM-Buick (Sequence IIIE). |
B1-98 | • По сравнению с
В1-96, включены дополнительные проходные критерии при прохождении теста
на двигателе ОМ 602А (СЕС-L-51-Т-95). • Включено обязательное испытание на экономию топлива М111 (FE) (СЕС-L-54-Т-96). |
B2-98 | • В дополнение к АСЕА В2-96, включены дополнительные проходные критерии при прохождении теста на двигателе ОМ 602А (CEC-L-51-T-95). |
B3-98 | • В дополнение к В3-96, включены дополнительные проходные критерии при прохождении теста на двигателе ОМ 602А (CEC-L-51-T-95). |
B4-98 | • Новая категория,
предназначенная для применения в дизельных двигателях с
непосредственным впрыском топлива легковых автомобилей и фургонов;
базовые требования совпадают с требованиями категории В2-98 • Дополнительно проводится испытание в четырехцилиндровом двигателе VW D1 с непосредственным впрыском топлива (СЕС-L-54-T-96) объемом 1,9 литра. |
ОПИСАНИЕ КЛАССОВ И КАТЕГОРИЙ | |
Обозначение класса | Описание |
Е4-99 | • Новое, наиболее
совершенное масло для мощных и быстроходных дизелей Euro-1, Euro-2 и
Euro-3. • Соответствуют требованиям спецификации Mercedes-Benz 228.5 и MAN М3277. • Масло продленного интервала замены. |
Е4-99, выпуск 3 | • Стойкие к
механической деструкции и старению масла, обеспечивающие высокую
чистоту поршней, малый износ и предотвращающие негативное влияние сажи
на свойства масла. • Рекомендованы для применения в высокооборотных дизелях, работающих в особо тяжелых условиях эксплуатации, выполняющих требования Euro-1, Euro-2, Euro-3 и Euro-4 по эмиссии токсичных веществ, и работоспособных при значительно увеличенных интервалах между сменами масла в соответствии с рекомендациями автопроизводителей. • Они применимы при отсутствии сажевых фильтров и для двигателей с рециркуляцией отработанных газов, с системой катализаторов снижения уровня оксидов озота. |
Е5-99 | • Новое, наиболее
совершенное масло, не имеющее аналогов по качеству. • Для мощных и быстроходных дизелей Euro-1, Euro-2 и Euro-3. • Отвечает требованиям не только европейских, но и американских производителей автомобилей. • Масло отличается стабильностью свойств и предназначено для продленного интервала замены. • Обеспечивает чистоту двигателя и лучше предохраняет детали от износа. • От масла Е4 отличается соответствием новым строгим требованиям, которые предъявляются к новейшим американским дизельным двигателям. |
Редакция 2002 года предъявляет
более жесткие, эксплуатационные требования к маслам чем API, разделяет
их на 3 класса и содержит 14 категорий (указаны в скобках):
А
- для бензиновых двигателей (А1-02, А2-96 выпуск 3, А3-02, А4-ХХ -
резервная, А5-02);
В
- для дизелей легковых автомобилей (В1-02, В2-98 выпуск 2, В3-98 выпуск
2, В4-02 и В5-02);
Е
- для дизелей грузовых автомобилей (Е2-96 выпуск 4, Е3-96 выпуск 4,
Е4-99 выпуск 2 и Е5-02).
Чем больше числовое значение,
стоящее рядом с буквой, тем выше категория масла по эксплуатационным
характеристикам. Последние две цифры указывают год утверждения класса.
ОПИСАНИЕ КЛАССОВ И КАТЕГОРИЙ | |
Обозначение класса | Описание |
A5-02 | • Новейшая
категория для масел с высочайшими эксплуатационными свойствами для
высокоэффективных мощных бензиновых двигателей. • Сверх удлиненный интервал замены, допускающий применение масел с низкой высокотемпературной вязкостью в условиях высоких скоростей сдвига (2,9-3,5 мПа.с), благодаря чему достигается достаточно высокая степень экономии топлива. • Эти масла могут не подходить для некоторых двигателей. • При необходимости смотрите инструкцию по пользованию автомобилем. |
В5-02 | • Новейшая
категория для масел с высочайшими эксплуатационными свойствами для
дизельных двигателей легковых автомобилей и легких
грузовиков(автобусов). • Сверх удлиненный интервал замены, допускающий применение масел с низкой высокотемпературной вязкостью в условиях высоких скоростей сдвига (2,9 3,5 мПа.с), благодаря чему достигается достаточно высокая степень экономии топлива. • Эти масла могут не подходить для некоторых двигателей. • При необходимости смотрите инструкцию по пользованию автомобилем. |
Европейская ассоциация производителей автомобилей (АСЕА) с конца 2004 года ввела новую классификацию моторных масел, существенно отличающуюся от предшествующей. Главные отличия следующие:
- прежние классы А
(масла для бензиновых двигателей) и В
(масла для дизелей легковых автомобилей, фургонов, микроавтобусов)
объеденены в один новый класс А/В,
который распространяется на универсальные масла, предназначенные для
применения во всех названных двигателях;
(A1/B1-04, A3/B3-04, A3/B4-04, A5/B5-04) - введен новый класс С
на масла, совместимые с катализаторами обезвреживания отработавших
газов и сажевыми фильтрами;
(С1-04, С2-04, С3-04) - из класса Е
(масла для тяжелых грузовиков) исключены две категории и введены две
новые.
(Е2-96, выпуск 5, Е4-99, выпуск 3, Е6, Е7)
ОПИСАНИЕ КЛАССОВ И КАТЕГОРИЙ | |
Обозначение класса | Описание |
A1/B1-04 | • Масла,
предназначенные для применения в бензиновых двигателях и дизелях легких
транспортных средств, в которых возможно использование масел, снижающих
трение, масловязких при высокой температуре и высокой скорости сдвига
(от 2,9 до 3,5 мПа·с). • Эти масла могут быть не пригодны для смазывания некоторых двигателей. Необходимо руководствоваться инструкцией по эксплуатации и справочниками. |
A3/B3-04 | • Стойкие к механической деструкции масла с высокими эксплуатационными свойствами, предназначенные для применения в высокофорсированных бензиновых двигателях и дизелях легких транспортных средств и/или для применения с увеличенными интервалами между сменами масла в соответствии с рекомендациями изготовителей двигателей, и/или для применения в особо тяжелых условиях эксплуатации, и/или всесезонного применения маловязких масел. |
A3/B4-04 | • Стойкие к механической деструкции масла с высокими эксплуатационными свойствами, предназначенные для применения в высокофорсированных бензиновых двигателях и дизелях с непосредственным впрыском топлива. |
A5/B5-04 | • Стойкие к
механической деструкции масла, предназначенные для применения с
увеличенными интервалами между сменами масла в высокофорсированных
бензиновых двигателях и дизелях легких транспортных средств, в которых
возможно использование масел, нижающих трение, масловязких при высокой
температуре и высокой скорости сдвига (от 2,9 до 3,5 мПа·с). • Эти масла могут быть не пригодны для смазывания некоторых двигателей. Необходимо руководствоваться инструкцией по эксплуатации и справочниками. |
С1-04 | • Стойкие к
механической деструкции масла, совместимые с агрегатами нейтрализации
отработанных газов, предназначенные для применения в
высокофорсированных бензиновых двигателях и дизелях легких транспортных
средств, оборудованных сажевыми фильтрами и трехкомпонентными
катализаторами. Они пригодны для двигателей, в которых возможно
использование масел, снижающих трение, масловязких при высокой
температуре и высокой скорости сдвига (2,9 мПа·с). • Эти масла имеют наименьшую сульфатную зольность и самое низкое содержание фосфора и серы и могут быть не пригодны для смазывания некоторых двигателей. Необходимо руководствоваться инструкцией по эксплуатации и справочниками. |
С2-04 | • Стойкие к
механической деструкции масла, совместимые с агрегатами нейтрализации
отработанных газов, предназначенные для применения в
высокофорсированных бензиновых двигателях и дизелях легких транспортных
средств, оборудованных сажевыми фильтрами и трехкомпонентными
катализаторами. Они пригодны для двигателей, в которых возможно
использование масел, снижающих трение, масловязких при высокой
температуре и высокой скорости сдвига (2,9 мПа·с). • Эти масла увеличивают срок службы сажевых фильтров и катализаторов и дают экономию топлива. Необходимо руковотствоваться инструкцией по эксплуатации и справочниками. |
С3-04 | • Стойкие к механической деструкции масла, совместимые с агрегатами нейтрализации отработанных газов, предназначенные для применения в высокофорсированных бензиновых двигателях и дизелях легких транспортных средств, оборудованных сажевыми фильтрами и трехкомпонентными катализаторами, увеличивают срок службы последних. |
Е6 | • Стойкие к
механической деструкции и старению масла, обеспечивающие высокую
чистоту поршней, малый износ и предотвращающие негативное влияние сажи
на свойства масла. • Рекомендованы для применения в высокооборотных дизелях, работающих в особо тяжелых условиях эксплуатации, выполняющих требования Euro-1, Euro-2, Euro-3 и Euro-4 по эмиссии токсичных веществ, и работоспособных при значительно увеличенных интервалах между сменами масла в соответствии с рекомендациями автопроизводителей. • Они применимы при наличии или отсутствии сажевых фильтров и для двигателей с рециркуляцией отработанных газов, с системой катализаторов снижения уровня оксидов озота. • Масла данной категории следует применять в сочетании с малосернистым дизельным топливом (содержание серы не более 0,005%). |
Е7 | • Стойкие к
механической деструкции и старению масла, обеспечивающие высокую
чистоту поршней, малый износ и предотвращающие негативное влияние сажи
на свойства масла. • Рекомендованы для применения в высокооборотных дизелях, работающих в особо тяжелых условиях эксплуатации, выполняющих требования Euro-1, Euro-2, Euro-3 и Euro-4 по эмиссии токсичных веществ, и работоспособных при значительно увеличенных интервалах между сменами масла в соответствии с рекомендациями автопроизводителей. • Обладают высокими противоизносными свойствами, стойкостью к старению, предотвращают образование отложений в турбокомпрессоре и негативное влияние сажи на свойства масла. • Они применимы в автомобилях без сажевых фильтров и в большинстве двигателей, и |